Вы здесь

Брест: Воспоминания о будущем города

Генеральный план г. Бреста
Опорный план г. Бреста
Транспортная инфраструктура г. Бреста

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИСТОРИЧECКОМ БУДУЩЕМ БРЕСТА своими истоками уходят в древнейшие времена существования богатейшего географического региона дельты реки Мухавец у ее впадения в реку Буг. Уникальное во всех отношениях природное богатство этих мест уже во II–III вв. было привлекательным для становления древней системы расселения этой зоны.

Планировочной первоосновой центрального поселения брестских земель был детинец XI в. (позже замок) на острове в дельте реки Мухавец. Позднее была заселена территория окольного города на северном острове, ставшем центральным местом сосредоточения городской жизни в средние века. Такая структура города была типична для восточнославянского градостроительства. В XVI в. средневековый Брест уступал первенство в Великом княжестве Литовском только Вильно.

Исторический перелом в градостроительной судьбе Бреста был вызван строительством в начале XIX в. на западных рубежах Российской империи крупнейшего оборонного комплекса. Этим был завершен средневековый этап градостроительной истории Бреста, поскольку процесс нового строительства сопровождался сносом всех исторических строений и полной перепланировкой застройки средневекового города.

Планировочную структуру Нового города-крепости определяли регламенты шести поясов (гласисов) оборонного комплекса крепости. Так, на территории центрального ядра (цитадели) и землях в границах второго пояса были сооружены основные укрепления. Поскольку здесь была “трудоустроена” значительная часть населения, это пространство можно определить как зону “мест приложения труда”. Пространство третьего пояса рассматривалось как “арена возможных боевых действий”, и поэтому здесь исключалась любая светская градостроительная деятельность. По сути это было пространство своеобразной “санитарно-защитной зоны”. Точно по границе этой зоны с западной, южной и восточной ее сторон расположились три селитебных образования: “Тересполь”, “Волынка” и “Брест-Литовскъ”. Периметр четвертого пояса был дополнен сооружениями мощных оборонительных комплексов фортов. Пятый и шестой пояса также были обустроены аналогичными оборонными сооружениями, но меньшего масштаба. Многоуровневая поясная оборонная структура укреплений Брест-Литовска обеспечивала безопасную работу внешних торгово-транспортных связей. Этой же задаче, очевидно, была подчинена и внутренняя планировка города-крепости, формируемая регулярной, безупречной геометрии звездообразной сетью дорог с твердым покрытием, обеспечивающей оптимальные военно-транспортные связи “крепость — форты”, а также связи всех фортов между собой. Функции организующего светскую жизнь центра “Брестской территориальной агломерации” военного образца выполняли гражданские объекты и сооружения Брест-Литовска. Здесь также были отстроены объекты тылового обслуживания: военного госпиталя, интендантского городка и другие производственные, коммунальные и складские объекты.

Сооружение в городе в период белопольской оккупации нового административного центра не изменило общей планировочной структуры города и не повлияло на сложившийся в Бресте этногеографический характер расселения брестчан в новых кварталах застройки. Таким образом, сформировавшаяся в середине прошлого века историческая планировочная структура города-крепости, сохранившаяся во многом до настоящего времени, является идеальной для решения сугубо военно-стратегических задач Брестского оборонного комплекса. Гражданские связи имели место лишь на участке исторической трассы дороги Волынка — Брест-Литовск с переходом через реку Мухавец в створе нынешней ул. Ленина, а также в структуре обслуживающих исторических улиц на территории селитебных районов.

Послевоенное закрепление государственной границы по Бугу завершило историю Бреста как межевого уездного города-крепости с численностью населения 31 тыс. жителей. “Новое” геополитическое окружение юго-западной части республики и территориально полуостровное положение города, по определению, исключило западные направления пространственного развития, что значительно ограничило градостроительные возможности развития Бреста и существенно деформировало характер Брестской системы расселения. Знаменательным событием в градостроительной истории города стало международное признание беспримерного подвига защитников Брестской крепости, что было зафиксировано в присвоении Бресту статуса Города-героя.
Новый политический статус Бреста получил конкретное материальное закрепление в масштабных программах народнохозяйственного развития города. Огромный инвестиционный поток, создавший парниковый экономический климат в 1960–1980-е годы, вывел Брест в число самых быстрорастущих городов крупнейшей страны мира — СССР. Рост города своими масштабами опережал самые оптимистичные территориальные прогнозы генеральных планов 1953 и 1964 гг. Тем не менее градостроительное развитие Бреста не стало примером комплексного, межотраслевого решения территориальных проблем. Как и во многих советских городах этого периода, здесь накапливались все известные издержки отраслевого территориального планирования и строительства промышленно-селитебных образований в пригородном окружении без соответствующего взаимосвязанного формирования социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, архитектурного и зеленого благоустройства территории города. В начале 1990 г. в Бресте проживало около 277 тыс. жителей.

ВОСПОМИНАНИЯ О НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ БУДУЩЕГО города связаны с разработкой очередного генерального плана, что совпало с распадом СССР в начале 1990-х годов. Тогда все бывшие союзные республики накрыла волна реформаторских планов, проектов, прогнозов и идей будущего общественного и экономико-хозяйственного устройства. Прогнозы градостроительного развития опирались на миграционный и демографический характер процессов расселения, вероятный рост автомобилизации населения и возможные рыночные изменения в сфере культурно-бытового обслуживания и жилищного строительства. Абстрактным идеалом того времени стал уютный усадебный дом с полным инженерным обустройством. Подобные социальные ориентиры были заложены в градостроительный прогноз “нового жизнеустройства” в генеральном плане г. Бреста. Так, на 2010 г. намечался заметный рост города до 420 тыс. жителей. Брестчанам предлагалось стать жителями автономных усадебных районов, в основном за пределами “большого” Бреста. Доля таких районов в структуре нового жилищного строительства планировалась до 80%, что соответствовало освоению свободных земель Брестского района в объеме 6461 га. Линейный масштаб связей таких районов с центром города определялся величиной более 30 км в одном направлении. Все составляющие общегородского центра должны были “перемещаться” в направлении музея-заповедника “Брестская крепость” с комплексной реконструкцией и воссозданием здесь утраченных элементов и сооружений средневекового Бреста. Эта часть Бреста трактовалась генпланом как “выраженное ядро планировочной структуры… как центр тяготения основных структурно-планировочных направлений города и межселенных коммуникаций”.

События прошедшего десятилетия не стали яркими страницами книги о БУДУЩЕМ БРЕСТА. Подтвердился инерционный характер закономерностей развития городской среды, городской экономики и городского хозяйства. Удобная для теоретического территориального моделирования поляризация процессов урбанизации “центробежного” либо “центростремительного” характера в развитии Бреста и его системы расселения носили в этот период, как правило, броуновский (сложный для пространственного описания) возвратно-поступательный характер: “центр — периферия”. Сохраняется восточный вектор развития основных градостроительных процессов в Брестской территориальной системе. По-прежнему возрастает привлекательность инвестиционной деятельности в сложившейся центральной части Бреста. Сегодня эту часть города отличает большое функциональное разнообразие и высокое качество представляемых услуг в сочетании с богатым многообразием архитектурных форм, цветового, светового и декоративного обустройства и озеленения. Однако по мере удаления из зоны исторического центра в периферийные районы города все перечисленное не только уступает качеству элементов городской среды центра, но и вовсе исчезает в новых районах усадебной застройки: Березовка, Плоска, Задворцы и др.

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ СОВРЕМЕННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА оперирует отечественным и зарубежным опытом сокращения пространственных масштабов “освоения” территории города и его пригородного окружения. Градоформирующие процессы все более концентрируются в уже освоенном пространстве города и развиваются за счет использования внутренних пространственных резервов. Это и рекультивация нарушенных территорий, закрытие либо вынос невостребованных и неэффективных производственных и складских объектов и их комплексов, модернизация ветхой жилой и других видов застройки, реконструкция и переустройство инженерных и транспортных сетей и коммуникаций. Городская земля постепенно из своеобразной шахматной доски для авторского дебюта градостроителя становится все более законодательно и технологически взаимосвязанной системой, каждый участок которой требует профессионально выверенных градостроительных знаний как о его современном состоянии, так и о его вероятной трансформации в соответствии с общими закономерностями структурного и функционального развития города.

Такие знания в определенной мере содержатся в новом генеральном плане Бреста, разработанном авторским коллективом архитекторов А.Г.Акентьева, В.В.Валентиновой, экономистов О.В.Базакуца, Л.Н.Лепешевой, инженеров Ф.Г.Глик, Г.В.Акентьевой, при участии более 50 ведущих специалистов республики в области градостроительного проектирования, планирования и управления.

 Генеральный план Бреста — документ многоуровневого и многоцелевого согласования комплексных территориальных интересов. Так, на макро- уровне город является одним из основных центров Белорусско-Польско- Украинского трансграничного региона и обладает мощным социально- экономическим потенциалом, в связи с чем масштаб и характер его градостроительного развития должен соответствовать интересам устойчивого развития Центрально-Европейской системы расселения. На микроуровне Брест является опорным центром местной системы расселения и должен обеспечить населению безопасную, безбарьерную, благоприятную и разнообразную среду жизнедеятельности. Процедура согласования зафиксирована в итоговом документе — “Основные положения генерального плана г. Бреста”, который был утвержден соответствующим Указом Президента Республики Беларусь.

ВОСПОМИНАНИЕ О ЦИВИЛИЗОВАННОМ БУДУЩЕМ применительно к городскому развитию Бреста станет возможным только благодаря трезвой оценке последствий своих “идеальных представлений о будущем”, в которые каждый из участников градостроительной деятельности вложит свои инвестиции (интеллектуальные, финансовые и материальные). Необходимым условием для этого должна стать достоверная информация, чтобы объективно оценить территориально-пространственные ресурсы, технико-технологические возможности, а также информация о возможных издержках и угрозах принимаемых ими решений в отношении территориального обустройства. Масштаб и характер градостроительного прогнозирования носит комплексный характер, и поэтому важнейшим условием будущего социально-экономического процветания страны, региона, города Бреста и его отдельных районов является высокий образовательный уровень горожан. 

 Краткое представление о Брестской градостроительной системе включает определенный набор знаний. Так, например, систематизация пространственных особенностей Бреста на макроуровне может быть представлена в модели трех укрупненных неравнозначных планировочных зон — северной, центральной и южной, образовавшихся в результате сквозного полосового членения пространства города железной дорогой и поймой реки Мухавец. На базовом уровне структурно-планировочное районирование Бреста может быть представлено как взаимосвязанная система 11 относительно упорядоченных планировочных районов — Речица, Катин Бор, Граевка, Дубровка, Березовка, Центр, Восток, Киевка, Волынка, Вулька и Ковалево. Градостроительная “самостоятельность” этих районов подтверждается историей брестских земель, сохранивших географические наименования, что указывает на сформировавшуюся систему признаков “малой Родины” для нескольких поколений проживающих здесь брестчан. На микроуровне структуру города формируют кварталы усадебной, многоквартирной и смешанной застройки. В новых районах планировочную структуру образуют крупные жилые микрорайоны и промышленные зоны. В обобщенном виде сложившаяся планировочная структура Бреста может быть определена как неорганизованная, сложносоставная сетевая планировочная структура, формируемая магистрально-уличной сетью линейного характера центральной зоны, волнообразного рисунка магистральных улиц южной зоны и ветвеобразного характера транспортной сети северной зоны города. Устойчивость внутригородской планировочной структуры обеспечивают внешние связи в сторону Минска, Варшавы, Ковеля и Каменца. Экологическое равновесие “город — пригород” обеспечивает водно-зеленая система долинных комплексов рек Буг, Мухавец и Каменка, а также лесные массивы, окружающие город с южного, северного и восточного направлений.

Анализ современной структуры поясного зонирования города выявил непропорциональное и неоднородное наполнение пространства города процессами жизнедеятельности горожан. Рисунок расчлененной лоскутной мозаики плана поясного зонирования Бреста указывает на значительные “деформации” пространственно-планировочной структуры. Так, центральное ядро и центральная зона смещены в западном направлении. Переходная зона охватывает небольшие пространства вокруг центральной зоны, однако достигает максимальной величины в восточном промышленно-селитебном районе Бреста. Периферийная зона наряду с городскими территориями включает пригородные территории н.п. Катин Бор, Плоска, Задворцы, Вычулки и Гершоны. Часть “городских” пространств, не располагающих минимальным набором признаков городского обустройства, вовсе исключена из состава периферийной зоны городских земель Бреста.

Анализ города по трассам магистральной сети Бреста позволил выделить пространства зон активных городских процессов вдоль главных улиц Московская — Машерова и Ленина на глубину до 200 м, 100-метровую зону на участках магистральных улиц в районах жилой многоквартирной и производственной застройки и 50-метровую зону для участков магистральных улиц в районах усадебной застройки. При этом в структуре планировочного каркаса существуют “зоны разрыва непрерывных процессов городской жизни”, что, безусловно, снижает уровень безопасности городской среды, создавая проблемы для оперативной работы пожарной и аварийной команд, службы милиции и скорой медицинской помощи.

Только 3 из 11 районов города (Граевка, Киевка и Восток) имеют непрерывную радиальную связь с центром города. Другие районы связаны с центром по трассам городских улиц и дорог сложной геометрии. В городе практически отсутствуют кольцевые связи. Проблемная градостроительная ситуация сложилась и по характеру пересечения магистральных улиц. Так, например, в новом, самом большом районе Восток 15 перекрестков из 21 имеют Т-образную форму.

В ОСНОВУ СТРАТЕГИИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БУДУЩЕГО развития планировочной структуры Бреста должна быть положена идеология исторической преемственности развития планировки города в направлении достижения оптимальных радиальных связей всех районов города с центром и всех планировочных районов между собой по кольцевой маршрутной сети. Взаимосвязанное пространственно- временное развитие внутригородского и внешнего планировочных каркасов обеспечат устойчивое развитие города в системе региональных и междугородных хозяйственно-экономических связей.

Дальнейшее развитие Брестской системы расселения в направлении запад — восток продолжится за счет реконструкции и нового строительства объектов и сооружений СЭЗ, автотранспортных и железнодорожных магистралей и переходов на польском участке границы Евросоюза, а также развития зоны Украинского сектора по трассе Ковельского направления. Необходимо восстановить коммуникации европейского уровня по трассе исторического русла расселения в Белостокском (Высоковском) направлении, а также активно стимулировать градостроительные процессы на Пружанском (Гродненском) направлении. Физическое удвоение внешних “партнерских связей” крупных центров расселения значительно повысит территориальную устойчивость развития Бреста, его межгосударственную, национальную и региональную значимость.

Внутренняя градостроительная структура Бреста должна усовершенствоваться за счет трансформации сложносоставной сетевой планировочной структуры в радиально-кольцевую. Увеличение с двух до девяти радиально направленных к городскому центру магистральных направлений планировочного каркаса города многократно увеличит параметры устойчивости городских связей. Не менее ответственной является задача формирования опорного структурно-планировочного “кольца”, связывающего районы центральной, северной и южной планировочных зон по магистральным улицам Ленина — Красногвардейская с выходом на Партизанский проспект и далее по улицам Суворова и Жукова с выходом в створ улицы Ленина. Второе кольцо опорного каркаса города намечено сформировать по трассам магистральных улиц Зубачева, Писателя Смирнова с выходом на районную магистраль вдоль предприятий СЭЗ (район “Катин Бор”) и далее по районной магистрали (Плоска, Задворцы) с выходом на улицы Гродненская и Лактионова, с продолжением вдоль западной стороны железнодорожной магистрали, выходом на улицы Центральная (Гершоны), Ковельская (Волынка) и замыканием по исторической трассе дороги у Брестской крепости в створ улицы Зубачева. Это обеспечит устойчивые связи всех периферийных районов города между собой и разгрузит центральные районы Бреста от транзитных потоков автомобильного транспорта.
По периферии города должно быть осуществлено строительство обходной магистрали и сооружение 12 транспортно-планировочных узлов, что создаст оптимальные условия развития на стыке “город — пригород”, а также защитит периферийные районы города от внешних транзитных потоков автомобильного транспорта.

Подлежит сохранению центрообразующая роль исторического ядра города, а также преимущественное пространственное развитие общегородского центра в границах улиц Набережная, Интернациональная, Коммунистическая, Леваневского, Орджоникидзе и бульвара Космонавтов. В то же время естественно-исторический процесс развития Брестской системы расселения в “континентальном” направлении предопределил последовательную структурную трансформацию общественного центра по руслу главной градоформирующей оси — по улицам Машерова и Московская.

Обязательному сохранению в структуре городского планирования подлежат пятнадцать географически сложившихся относительно автономных планировочных районов: Центр, Киевка, Восток, Речица, Катин Бор, Дубровка, Граевка, Березовка, Плоска, Задворцы, Ковалево, Вулька, Вычулки, Волынка-Гершоны и Котельня Боярская, что создаст необходимые, в том числе социо-культурные условия для устойчивого развития городского сообщества.

Безусловной охране и максимальному воссозданию подлежат все элементы экологической структуры Бреста. Природное богатство дельты реки Мухавец у ее впадения в Буг на территории музея-заповедника “Брестская крепость” позволят закрепить в генплане за этой зоной регламент природного и историко-архитектурного музея-заповедника. Экологическая значимость городского водно-зеленого диаметра реки Мухавец должна быть поддержана и за счет придания статуса охраняемых природных ландшафтов левобережным территориям.

Совершенствование функционального зонирования города предполагается на основе выделения четырех территориальных поясов, где первый — компактное ядро, второй — центральная зона и далее — переходная и периферийные зоны. Наличие этих поясов послужит основой для создания в городе перспективной ценовой карты земель (градостроительного кадастра), что, в свою очередь, предопределит социально-экономическую эффективность и функционально-планировочную устойчивость жизнедеятельности основных подсистем города (производство, обслуживание, жилье, отдых, транспорт и др.). Пространственное обустройство и функциональное наполнение территории Бреста со временем будет повышаться от четвертого пояса к первому.
Важным фактором рациональной организации функционального зонирования станет выделение в планировочном каркасе города 200-метровой зоны для главных улиц Машерова — Московская и Ленина, а также 100- метровой зоны для участков магистральных улиц в зонах многоквартирной, смешанной и производственной застройки, за пределами которых происходит снижение градостроительной значимости территории и стоимости земли. Следует выделять 50-метровую зону повышенной градостроительной ценности в районах усадебной застройки и территориях сохраняемых природных ландшафтов.

Уникальный архитектурно-пространственный образ Бреста по-прежнему будет определяться богатством архитектурного и градостроительного наследия. Это и в будущем потребует воссоздания утраченных исторических ценностей древнего города и восстановления богатейших исторических природных ландшафтов.

Ядро композиции пространственной структуры Бреста должно сохраниться в пространстве исторического центра города. Главная улица города — Московская — будет и в предстоящие десятилетия определять образное наполнение центральной зоны Бреста и застраиваться как целостный представительный архитектурно-градостроительный ансамбль.

Развитие архитектурно-пространственной композиции периферийной зоны города продолжится на основе сохранения неповторимого своеобразия открытых пространств долины реки Мухавец и ее притоков, достижения яркой архитектурно-художественной выразительности застройки и создания оптимальных визуальных условий ее восприятия за счет строительства радиально ориентированных в плане местных улиц и дорог.

Для создания уникальных архитектурных ансамблей в городе в генеральном плане выделены места для размещения значимых объектов и сооружений.

В ответ на первоочередной вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” хочется привести слова из последней фразы раздела “Основных положений генерального плана г. Бреста” — “Цели градостроительного развития”, под которыми стоит сегодня подпись Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: “...Градостроительное развитие Бреста должно: способствовать привлекательности города для инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечить многообразие и свободу выбора любой формы созидательной деятельности и реализации любого типа жилища в рамках градостроительных требований, установленных Законом”.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...