Вы здесь

Немного о главном…

Концепция и тематико-экспозиционный план музеефикации Мирского замка, одобренные Коллегией Министерства культуры Республики Беларусь 31 июля 2002 г., несмотря на то что широко обсуждались и поддерживались общественностью, к сожалению, так и не были осуществлены. Отобранные в соответствии с концепцией экспонаты, положенные на реставрационные столы в Национальном художественном музее Республики Беларусь в 2000–2006 гг., в замке не появились. Но прошедшие 10 лет еще раз убедительно показали, что концепция была хорошо "согласована" с главным героем – Мирским замком.

рис.1. Большая столовая реставрирована на конец XVI – начало XVII в. Экспонаты не соответствуют реконструкции зала

Реализованная в Мирском замке музейная экспозиция ставит перед специалистами множество вопросов. Главная проблема в том, что заполнение залов случайными предметами и новоделами (копиями, репродукциями, макетами других замков) не создает исторической атмосферы, равно как и однодневная, приуроченная к посещению замка Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко выставка с отдельными экспонатами из фонда Национального художественного музея Республики Беларусь и произведениями ведущих современных белорусских художников.

В чем причина такой неудачи и неудовлетворенности посетителей, прежде всего художников, историков, искусствоведов? Очень хочется в этом разобраться, чтобы не повторять ошибок в предстоящей огромной работе над экспозициями замков в Крево, Лиде, Любче, Гольшанах, Смольянах, Несвиже, дворцов в Гродно, Ружанах, Коссово, Гомеле и т.д.

1. Во многих замках Европы вообще нет никаких так называемых экспозиций, а знакомство с ними производит неизгладимое эмоциональное впечатление. Почему? Да потому что сам объект, расположение его в ландшафте, их удивительная взаимосвязь создают ощущение лирики и героизма, характерное для искусства Средних веков и Ренессанса.

2. Белорусы могут гордиться тем, что в Несвиже и Мире тоже есть это гармоническое единство среды, ландшафта и восстановленных ансамблей. Теперь встала проблема бережного отношения как к экстерьеру замка, так и его интерьерам. Их уникальная стилистика – готика, ренессанс, барокко, классицизм, эклектика, модерн – требует очень осторожного внедрения МИНИМАЛЬНОГО числа подлинных экспонатов.

На открытии замка наши литовские коллеги говорили: "У нас Трокай НОВЫЙ, а экспонаты в нем настоящие! А у вас все наоборот!". Они очень точно подметили главную ошибку "экспозиции" – заполнение великолепных залов большим количеством случайных и ненужных вещей, которые стилистически не связаны ни с интерьерами, ни с историей самого замка (илл. 1).

3. В Беларуси на 10 миллионов населения имеется около 150 государственных музеев. При таком низком показателе (примерно 1 музей на 666 тысяч человек) развитие музейного дела требует несравненно более интенсивного и серьезного уровня. Особенно это касается таких высокохудожественных ансамблей, имеющих огромное историческое и политическое значение, как замки в Мире и Несвиже. Они не могут быть экспериментальной площадкой для первых в жизни попыток создания "экспозиций" путем аврального освоения огромных средств, предоставляемых государством, на закупку иногда вообще не нужных замку экспонатов, а также изъятия их из фондов художественных и краеведческих музеев республики без четкого осознания, в какие конкретно залы замка они могут "стать".

2, 3. Вводный зал. Реставрация сделана на XVI в. Предметы, макеты замков, наклеенные на стены изображения полностью уничтожают интерьер

рис.2

Сложность создания интерьеров замков связана с необходимостью совместить краеведческий, исторический подход, который сформировался еще в советскую эпоху, с особенностями художественных музеев, где "развеска" картин идет в исторической, хронологической последовательности, с учетом значимости творчества отдельных мастеров, колористических особенностей и формата произведений.

рис.3

Все эти элементы очень сложно взаимоувязать – требуется огромный музейный опыт. Вспоминается первый директор национального музея Е.В. Аладова, которая для создания экспозиций приглашала лучших специалистов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Необходимы были десятилетия, чтобы в художественном музее Беларуси выросли профессионалы, такие как И.Н. Паньшина, Е.К. Ресина, Т.И. Степина, О.С. Коваленко, Т.И. Карандашева, Е.В. Сенкевич и др. Именно они вместе с Е.В. Аладовой, затем Ю.А. Карачуном принимали участие в создании экспозиций в 7 филиалах музея в Раубичах, доме В. Ваньковича, музеев З.И. Азгура, В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве, ансамблей в Гуринах, Лошице и непосредственно самой экспозиции в Минске, а также первой скромной экспозиции в юго-западной башне Мирского замка. Сегодня Национальный художественный музей Республики Беларусь перестал быть серьезной школой подготовки профессиональных кадров и утратил лидирующие позиции во многих аспектах музейной деятельности.

4. Большая ответственность в деле создания новых экспозиций вызвана и тем, что многие белорусы уже знакомы с экспозициями крупнейших музеев и замков мира. Они хотят видеть у себя на Родине те же технологии, те же высокохудожественные и оригинальные решения. Наряду с этим у нас в республике уже забыли о серьезных успешных проектах, подготавливаемых преимущественно московскими и европейскими специалистами, например таких, как "Дрезденская галерея", "Метрополитен музей" и др. В свое время реализация таких проектов становилась праздником для специалистов и простых зрителей, которые выстаивали огромные очереди для посещения этих выставок. Сейчас привезенные из-за рубежа ординарные выставки выдаются за значительные.

4, 5. Интерьер реконструирован на конец XVI – начало XVII в. Предметы в интерьере не соответствуют времени его реконструкции

рис.4

5. Заботясь о превращении таких национальных ансамблей, как Мир и Несвиж, в ведущие международные культурные центры, нужно новое видение самих замков не только и не столько в краеведческом, а художественно-историческом аспекте. Поэтому "костюмчики", "лавочки", "шкафчики", "книжечки", равно как и непропорциональные макеты других замков Беларуси, в интерьеры замка вставлять не следует. Это ведь не школьный музей (илл. 2, 3)! "Беларусь в миниатюре", как и "Италия в миниатюре", – это другой очень интересный проект! Он должен быть в ландшафте, но не во вводном зале замка!

 В Мире посетители хотят узнать нечто новое о Мире и о самом замке!

рис.5

Для реализации этой потребности следовало бы внимательнее изучить и подчеркнуть особенности самого объекта. В частности:

1. Дворцовая часть замка в Мире имеет горизонтальное деление на 3 этажа, что словно подчеркивает 3 слоя культуры Беларуси XV–XX вв. – местного люда (1-й этаж), шляхты (2-й этаж), магнатов (З-й этаж), и это в интерьерах необходимо сохранить и усилить.

2. Особое внимание на 2-м этаже должно быть уделено вводному залу "Мир в мире", где необходимо рассказать и показать историю города, изучение его культуры (вот где уместно выставить все издания об архитектурном ансамбле) и т.д. Следующие за ним три зала словно созданы для того, чтобы познакомить нас с тремя родами владельцев замка (Ильиничи, Радзивиллы, Святополк-Мирские).

6. Интерьер реконструирован на конец XVI – начало XVII в. Предметы в интерьере не соответствуют периоду, на который он реконструирован

8. Уникальный зондаж целой стены замка дает представление об эволюции стилистики от XV до XVIII в. На уникальном откосе окна выставлены современные копии экспонатов

 рис.8                               рис.6

3. Благодаря имеющейся в замке секционности эти залы подготавливают зрителя к восприятию трех великолепных интерьеров (сени и два малых зала), которые удалось восстановить на конец XVI – начало XVII в. (Возможно, они были созданы замечательным итальянским архитектором – Джованни Мария Бернардони.) В них должен присутствовать дух позднего итальянского ренессанса и раннего барокко и, как во всех залах этого периода, экспонатов должно быть крайне мало, но подлинных и соответствующих времени. (Прекрасными примерами могут служить замки в Урбино, дом Джульетты в Вероне.) Такие экспонаты в свое время обещало предоставить итальянское посольство – как депозит на 90 лет. В действующей же экспозиции эти залы заняты средним по уровню антиквариатом рубежа XIX–XX вв. (илл. 4–6).

4. Из сеней можно подняться на 3-й этаж. По пути зритель увидит сохранившейся зондаж целой стены, который позволяет познакомиться с особенностями строительной техники, кладки, художественного решения трех основных стилей замка – готики, ренессанса, барокко. Это можно было бы подчеркнуть тремя разнообразными подсветками, и именно здесь в трех отсеках удивительно уместно было бы экспонировать три макета замка в Мире на периоды готики, ренессанса, барокко.

5. На 3-м этаже располагаются два великолепных зала: воссозданная на конец XVI – начало XVI в. столовая с тремя полихромными печами (см. илл. 1) и портретный зал XVIII в. с камином, в котором следовало бы восстановить хотя бы одну на весь замок печь этого периода. К сожалению, печь не включена в экспозицию. На ее месте сначала был повешен гобелен, который никогда не мог находиться здесь, а потом установлен шкаф с фарфором. Совершенно непонятна появившаяся в портретном зале лепнина (с позолотой!) на потолке. Портреты как в этом, так и других трех проходных залах 3-го этажа, присутствуют в виде репродукций (илл. 7).

Отсутствие цельности заполнения всех интерьеров, случайность поставленных предметов, ошибки в их расстановке, несогласованность их с концепцией реставрации и пропорциями интерьеров замка – все это вызывает недоумение и горечь (илл. 8). Совершенно очевидной становится необходимость коренной ПЕРЕСТРОЙКИ экспозиции.

Следует подчеркнуть, что как Мирский, так и Несвижский замки еще не в состоянии самостоятельно решить сложнейшие проблемы экспозиций: у них нет ни нужного количества экспонатов, ни кадров. Еще в 1990-е годы им была отведена роль филиалов ведущих музеев Беларуси, и, вероятно, ими же должны были оставаться еще довольно продолжительное время. Таких примеров в мировой практике предостаточно: как в Польше и России, так и других странах. Например, Национальному музею в Варшаве принадлежал Вилянув, Королевскому замку в Варшаве – Неборово, Вавелю – Пескова скала и т.д.; много филиалов имеет Государственный Эрмитаж не только в Санкт-Петербурге, но и за границей, немало филиалов в Государственном Русском музее, Государственном историческом музее в Москве и т.д.

Это единственный разумный, на наш взгляд, выход, который позволит музеям не сражаться между собой за каждый экспонат, а главное, помнить, что фонды разных музеев – единый музейный фонд Республики Беларусь, а музейные экспозиции – лицо Беларуси. Возрожденные дворцы и замки, их наполнение должны соответствовать уровню памятников ЮНЕСКО.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...