Вы здесь

Проблемы аутентичности

В постсоветских странах под термином "аутентичность" (обобщенно – "подлинность") чаще всего понимается только подлинность материала, вероятно, по той причине, что, как многим кажется, критерии аутентичности материала очевидны. Это не совсем так, но гораздо важнее осознать, что проблема аутентичности значительно шире. В методическом плане выделяется аутентичность замысла; материала; мастерства; среды; использования.

Учитывая многочисленность временн ых наслоений, аспекты аутентичности проанализированы по результатам каждого из периодов формирования Мирского замка (илл. 12). Названия, принятые для обозначения трех первых этапов ("Готика", "Ренессанс", "Барокко"), совпадают с терминами, обозначающими архитектурные стили, черты которых были ими привнесены. Название четвертого – "Ампир" символизирует эпоху конфликта империй. Поражение Наполеона І Бонапарта, к сторонникам которого относились и владельцы замка – Радзивиллы, привело к исключению объекта из обихода. На протяжении целого столетия изменением его облика руководила не фантазия человека (если не принимать во внимание надпись на стене, сделанную штыком французского офицера), а стихия исторических событий и природных воздействий. Так на Мирском замке отразилась "обратная сторона" триумфа и помпезности эстетики ампира. Название пятого этапа – "Романтизм" – собирательное. В этот период в замковый комплекс были привнесены черты сецессии, эклектики и абстрактного историзма.

Замысел

илл.12 Комплексный анализ мер по обеспечению аутентичности Мирского замка

1. Мирский замок при своем основании ("Готика") замышлялся как средство самоутверждения Ильиничей на наследованных землях, право на которые им удалось отстоять в результате 25-летнего судебного процесса. Этот посыл к настоящему времени существенно трансформировался, и Мирский замок стал одним из своеобразных национальных символов.

2. По предположению родственника Радзивиллов князя Цехановецкого (Мстиславского, Заславского), на стадии завершения строительства Мирского замка ("Ренессанс") ему могла отводиться роль резиденции вдов предстоятелей рода Радзивиллов. В связи с этим замок стал самодостаточным имением, что нашло отражение в идее реконструкции всего автономного замкового комплекса.

3. Учитывая, что замысел "замка вдов" не был востребован, идея его предназначения изменилась ("Барокко"). Мирскому замку была отведена роль дополнительной резиденции. Проектом реставрации предусмотрено аналогичное использование комплекса.

4. После войны 1812 г. ("Ампир") жизнь в Мирском замке замерла на целое столетие. Руины замка стали немым свидетельством поражения лагеря, к которому относились его владельцы. Авторы проекта заменили эту роль на прямо противоположную. Замок стал символом возрождения.

5. Попытка восстановления замка в 20–30-е годы прошлого века князем М.Н. Святополк-Мирским – поступок бесспорного романтика. У него не было прямых наследников, католическая Речь Посполитая являлась для православного князя осколком утраченной империи. Среда замкового комплекса могла стать для него местом, где можно было предаваться воспоминаниям и медитации ("Романтизм"). В наше время основным назначением замкового комплекса остается его роль как объекта осмотра.

Бесспорно, понятие "замысел" не ограничивается определением роли, отводимой объекту при его создании и перестройках. В ходе проектирования гораздо больше внимания уделялось объемно-пространственному, конструктивному и художественному замыслу на каждом из этапов формирования памятника. Подробный анализ этих направлений не вмещается в объем данной публикации. Фрагменты Мирского замка, облик которых олицетворяет замысел строителей разных эпох, выделены на илл. 12 в строке "воплощение".

Материал

В части аутентичности материала и мастерства периодизация наслоений не оказывает никакого влияния на отношение к тому либо иному фрагменту. Наследие каждого из периодов одинаково важно для истории.

Примечательно: не все временн ые наслоения отмечены нововведениями, воплощенными в материале (для Мирского замка – это тот самый, условный "ампир"). Это, кстати, исключает приоритет подлинности материала над всеми остальными аспектами аутентичности.

Парадоксально, но консервация (приоритет аутентичности материала) в наибольшей степени выявляет следы "нематериализованных" эпох. Концентрация внимания на разрушениях в значительной мере пригодна для демонстрации периода упадка. Для выравнивания условий читаемости стилистических наслоений, сформированных воплощенной в материале фантазией человека, следует системно определить научно обоснованное сочетание приемов консервации, реставрации и воссоздания.

илл.13 Принципы сохранения аутентичности материала

Для Мирского замка научная обоснованность практического отношения к каждому из фрагментов определялась исходя из характеристик уникальности либо тиражированности с учетом факторов, сформировавших его облик (илл. 13). Уникальные фрагменты лучше сохранять в дошедшем до нас состоянии (консервировать), тиражированные же можно реставрировать и воссоздавать, сохранив нетронутыми наиболее цельные образцы. По факторам формирования приоритет реставрации отдается поверхностям, искаженным природными воздействиями. В противовес этому следы исторических событий предпочтительнее консервировать.

Мастерство

илл.14 Принципы сохранения аутентичности мастерства

Опыт реставрации Мирского замка показал, что применение только традиционных ремесленных приемов не способно обеспечить безусловную сохранность памятника (илл. 14). Время и природа видоизменили материалы оригинальных конструкций, деструктировав и насытив их солями и биологическими загрязнениями. Во всем мире (особенно в странах со сходным климатом) реставрация становится все больше и больше связанной с химией.

Отрадно отметить, что разработка и производство реставрационных материалов и технологий в Европе осуществляются на современных наукоемких, технологичных предприятиях, хотя далеко не все стойматериалы, активно продвигаемые на рынок нашей страны, пригодны для применения на историко-культурных ценностях. Чудом сохранившийся научный потенциал прикладной реставрационной науки в Республике Беларусь позволил всесторонне проанализировать все подобные предложения и выбрать лучшее.

В Мирском замке были использованы материалы и технологии, разработанные специально для реставрации. В основном применялись материалы компаний Remmers и Caparol, которые давно и позитивно зарекомедовали себя на белорусских памятниках. Remmers обеспечил поставку сухих смесей для реставрации (в т.ч. и восполнения) керамических, каменных, разнофактурных и прочих поверхностей. Caparol предложил ряд систем для аутентичной отделки, покраски, а также санации стен и консервации древесины и металла.

Бесспорный плюс профессиональных наукоемких технологий – комплексный подход к решению проблемы. Аутентичный материал в первую очередь необходимо бережно очистить, избавить и защитить от биологических загрязнений, укрепить и предотвратить опасность насыщения влагой (основным врагом материальных ценностей). Материалы, применяемые на каждом из перечисленных этапов, должны быть взаимно совместимы.

Неоспоримым преимуществом компании Caparol является всестороннее сопровождение материалов и технологий с целью их правильного применения. Кроме гарантии безусловного сохранения всех ценнейших качеств памятника при производстве работ такой процесс становится средством повышения квалификации белорусских реставраторов. Учитывая значимость объекта Всемирного наследия, в ряде случаев поставщики материалов бесплатно проводили лабораторные исследования аутентичного материала и разрабатывали специальные технологии реставрации и консервации.

Решающим фактором выбора технологии выполнения работ принята их способность гарантировать безусловную сохранность памятника.

Сохранение первых трех аспектов аутентичности (замысел, материал, мастерство) в наибольшей степени зависит от уровня проработки научно-проектной документации на реставрацию и от квалификации ее разработчиков. Особенно это касается воссоздания утраченного. Здесь абсолютно недопустимо игнорировать результаты натурных исследований, инвентарные описания, иконографические материалы, прочие данные и сведения. Подбор аналогов также следует проводить системно.

илл.15 Итоги работ по восстановлению интерьера "портретного зала"

К сожалению, разработка документации на воссоздание наиболее значимых интерьеров музейной части Мирского замка была поручена ОО "Белорусский комитет ИКОМОС", штатные сотрудники которой никогда не занимались реставрационным проектированием. Данное обстоятельство в сочетании с грубыми вмешательствами бывшего заказчика в процесс проектирования и его особое покровительство над навязанным генпроектировщику субподрядчиком сыграло роковую роль в формировании окончательного облика объекта. Особенно это отразилось на интерьере "портретного зала", по которому на момент привлечения к работе ОО "Белорусский комитет ИКОМОС" было недостаточно предварительных проектных проработок. Все имеющиеся эскизы, равно как и материалы комплексных научных исследований, были проигнорированы. Несмотря на официально высказанный протест главного архитектора проекта – научного руководителя объекта, новое проектное решение было передано в производство без рассмотрения на Белорусской республиканской научно-методической раде по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь.

После ознакомления с представленной документацией художники-реставраторы заявили, что она не пригодна для реализации, и предложили выполнить надлежащий уровень проработки деталей самостоятельно. К сожалению, даже поддержка этой идеи на производственном совещании, возглавляемом заместителем министра культуры Республики Беларусь, не смогла изменить позицию Национального художественного музея Республики Беларусь и ОО "Белорусский комитет ИКОМОС" (илл. 15).

илл.16 Отступления от проектной документации при восстановлении интерьеров музейной части

В интерьерах музейной части Мирского замка достаточно грубых ошибок и недоработок, явившихся результатом сплоченности и неуправляемости этого тандема (илл. 16). От досадных последствий не спасало даже наличие подробных предварительных проработок генпроектировщика и привлечение к их реализации квалифицированных реставраторов. Приобретение заказчиком импортных светильников серийного производства под маркой их индивидуального изготовления на предприятиях Республики Беларусь исказило облик многих музейных интерьеров (илл. 17).

Среда                  

илл.17 Результаты игнорирования технического задания на изготовление светильников для интерьеров музейной части                                  

Важным фактором включения замкового комплекса "Мир" в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО явилась аутентичность окружения Мирского замка.

В масштабе окрестностей сохранилась трассировка дорог, сформированная под влиянием замка. Все традиционные подъезды к Миру были сориентированы прямо на него и уже непосредственно перед городом сворачивали к ближайшим воротам.

Сохранился также традиционный баланс между ролью и значением замкового комплекса, поселка и природного окружения, которые до сих пор являются классической иллюстрацией формирования европейского частновладельческого города. Масштаб застройки поселка соответствует масштабу замка.

Особый интерес проявляется сейчас к ближайшему окружению замка. При этом в памяти присутствует только "традиционное" окружение, сложившееся в послевоенный период забвения, запустения и упадка.

илл.18 История формирования близлежащего окружения Мирского замка

Анализ ситуации показывает (илл. 18), что за всю историю существования традиционными являлись:

  • постоянные изменения характера ближайшего окружения замка;
  • зависимость характера благоустройства прилегающей территории от ее использования, но никак не от замка (замок с внутренним двориком самодостаточен, к нему был необходим только подъезд).

Из малых форм архитектуры до наших дней дошли только возведенные в начале прошлого века ворота, сблокированные с домиком сторожа. Их облик был принят за основу художественного решения сооружений нового ограждения.

Европейские аналоги благоустройства территорий, непосредственно прилегающих к подобного рода объектам, появились по большей части в ХІХ в. Поскольку Мирский замок в этот период не использовался, вопросы обеспечения возможности обхода объекта для осмотра решались в наше время.

илл.19 Первый вариант благоустройства Мирского замка

В варианте приспособления замка под училище (илл. 19) предусматривалось восстановить покрытие традиционного подъезда, сохранить трассировку существующих дорожек, обеспечив их дорожными одеждами (преимущественно асфальтобетоном) и наложить на существующую ситуацию новые геометрично спланированные пешеходные связи, отметки которых предполагалось оторвать от уровня земли. С точки зрения идеи – вариант беспроигрышный. К сожалению, он абсолютно неприемлем для практического использования.

 илл.20 Осуществленный вариант благоустройства Мирского замка

Трассировка маршрутов прежде всего должна быть органичной (илл. 20). В то же время в методическом плане благоустройство прилегающей к замку территории является нововведением. Следовательно, его восприятие необходимо подчеркнуть нетрадиционным способом. С этой целью решили использовать в качестве материала покрытия специальные блоки. Их сочетание с большими площадями, покрытием из гранитного отсева зрительно уменьшает масштаб благоустроенных поверхностей. На исторических проездах восстановлено покрытие из булыжника, средствами благоустройства обозначены трассировки утраченного участка оборонительного вала, что значительно разнообразит окружающую среду. За пределами оборонительного вала применено покрытие из мелкоштучных бетонных блоков. Подобными же блоками типа "решетка" укреплены газоны в местах, предназначенных для проведения массовых мероприятий.

Новизна принятых решений сопряжена с риском того, что они могут "не прижиться". Учитывая данное обстоятельство, покрытия устроены в щадящем для территории варианте, без бетонной подготовки. Практика показала, что примененный вариант благоустройства востребован и оправдывает себя (илл. 21).

Использование

илл.21 Использование возможностей, обеспеченных благоустройством территории, прилегающей к Мирскому замку

Полное восстановление социально-культурного значения замкового комплекса "Мир" и устойчивость баланса его взаимоотношений с поселком и окрестностями могут быть обеспечены при сходстве предполагаемой проектом роли Мирского замка в жизни страны и региона с той ролью, которая отводилась ему при создании и на всех этапах развития (аутентичность использования).

Итак, в соответствии с проектным решением:

  • использование Мирского замка на этапе его создания в качестве оборонительного сооружения трансформировалось в музейное экспонирование фортификационных приспособлений, оружия и амуниции;
  • последующее значение объекта как хозяйственной единицы предполагается частично возродить в качестве многофункционального территориального комплекса;
  • функция места проведения празднований, собраний, переговоров, встреч и т.п. восстановлена;
  • восстановлена также и жилая функция (восточный дворцовый корпус приспособлен для размещения апартаментной части).

Все это обеспечивает активную роль Мирского замка не только в культурной, но и во всех направлениях социальной деятельности.

Трансформацию замка из источника вдохновения в объект национальной гордости (недавно Мирский замок признан одним из семи чудес Беларуси) невозможно определить проектом. Это свидетельство возвращения объекта к жизни.

Таким образом, обеспечение подлинности каждого из исторических наслоений по каждому из направлений в итоге привело к тому, что замок после реставрации стал не таким, каким он был на определенном этапе своего развития и каким дошел до нас. В результате мы получили новое качество объекта. Иного варианта быть не могло.

Обеспечение аутентичности памятника по всем направлениям – это восстановление всех участков его "ДНК". Только это гарантирует объекту возможность естественным образом сохранять свою самобытность.

 

 

 

 

Читайте также
22.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Заказчик: Дирекция строящегося метрополитена Проектная организация: ОАО “Минскметропроект” ГАП — В. Телепнев Архитекторы...
23.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Любая качественная выставка в той или иной степени отражает ситуацию в отрасли. Экспозиция одного из наиболее успешных международных выставочных...
30.09.2013 / просмотров: [totalcount]
Компания Caparol начала поставку нового продукта Bunstein-Sockelputz. Он представляет собой декоративную мозаичную штукатурку, с помощью которой...