Вы здесь

"Пешеходу – зеленый…"

20.03.2012 10:05

 

Игорь Курсевич
аспирант кафедры "Градостроительство"  АФ  БНТУ,
архитектор УП"БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА"
Введение
Мудрые японцы говорят: чтобы быть здоровым, нужно делать 10 000 шагов в день. Современная медицина и здоровый образ жизни также утверждают о полезности прогулок и пробежек на свежем воздухе, и их роль в последнее время возрастает. Но в наш динамичный 21 век нужна скорость, и люди предпочтут поездку на автобусе или автомобиле пешеходной прогулке. Однако чтобы добраться до остановки, до стоянки автомобиля, пройти к магазину или отвести ребенка в детский сад, люди интенсивно передвигаются по внеуличному пространству – по пешеходным дорожкам, тротуарам, проездам, а порой вытаптывают газоны, стараясь пройти по наикратчайшей территории, т.е. стихийно создают свои собственные внеуличные пути передвижения. Сегодня состояние внеуличных путей создает значительный дискомфорт при передвижении по ним людей.
 
В рамках данной темы автор защитил магистерскую диссертацию "Внеуличные пути передвижения людей в городской среде: анализ существующего состояния" (руководитель – профессор, доктор архитектуры И.А. Иодо). Исследования были направлены на проведение анализа существующего состояния внеуличных путей передвижения людей и последующую оптимизацию системы пешеходного передвижения.
 
Они состояли из научно-исследовательской части и проектно-экспериментальной части.
 
В научно-исследовательской части автором был проанализирован мировой опыт по организации пешеходных пространств и опыт постсоветских стран. Наиболее интересные проекты – создание в Берлине на месте разрушенной Берлинской стены пешеходного коридора, наполненного объектами общественного назначения.  А также фантастичный проект в США, где в небе над Нью-Йорком размещают несколько уровней стеклянных труб, прикрепленных к небоскребам для передвижения по ним людей. 
 
"Воздушные улицы" Нью-Йорка 
 
 
 
Реконструкция территории "Берлинской стены"
 
 
В Москве разработан проект "хрустальной улицы", которая должна связать пешеходными маршрутами московские достопримечательности. Проект пешеходной зоны реализуется и в Минске – в исторической части города. Однако все эти проекты созданы для больших и крупнейших городов.  Опыт по оптимизации пешеходного движения в малых и средних городах фактически отсутствует, хотя именно для них этот вопрос является наиболее актуальным.
 
Особое внимание следует уделить существующей на сегодняшний день нормативной документации: в ней широко рассматриваются физические параметры тротуаров и дорожек и досконально разработана методика  создания безбарьерной среды для физически-ослабленных лиц (ФОЛ). Однако о необходимости системного и комплексного подхода при построении пешеходной сети упоминается лишь в обобщенной фразе «…о непрерывности пешеходной сети…». Как эту сеть построить, а тем более оптимизировать, нормативы умалчивают.
 
На основании обобщенного практического опыта, а также натурных обследований была выявлена необходимость классифицировать пути передвижения по следующим признакам:
по целевому назначению: к узлам городского и внешнего транспорта; к объектам общественного обслуживания; к местам приложения труда (деловые пути); ко входам в жилые здания; к рекреационным объектам городского  и загородного значения (рекреационно-оздоровительные пути);
 
по характеру движения: организованное движение значительных людских масс (демонстрации, шествия, парады); импульсное движение (потоки на работу и учебу); прогулочное движение (это свободный процесс передвижения, прогулка);
 
по способу передвижения: собственно пешеходные, в т.ч. для физически ослабленных лиц; вело-роллерные; рекреационно-развлекательные (электромобили и конные упряжки); смешанного типа. 
 
Более полувека назад научное сообщество специалистов по Urban & Planning пришло к убеждению, что для городов необходима двухконтурная структура транспортной сети: первый контур – проезды и улицы с непосредственным доступом с пятна застройки, второй – городские хайвэи, предназначенные для скоростного непрерывного движения между частями города. Проводя аналогию с транспортным движением, можно добавить еще один немаловажный принцип для пешеходного движения:
по значимости в структуре города: общегородские непрерывные пешеходные маршруты – «пешеходные хайвэи» (по которым удобно передвигаться не только пешком, но и на велосипедах, например) и местные пешеходные пути. Однако в отличие от автодорог местные и общегородские пешеходные пути неразделимы и образуют единую сеть.
 
На основе изученных материалов были построены теоретические положения, в которых сопоставлены основные типологические характеристики внеуличных пешеходных путей: по цели, способу передвижения, времени и интенсивности, архитектурно-средовым условиям, структура и состав средств обустройства. Результатом стала таблица типологических признаков.
             
                      Таблица типологических признаков    
 
Целесообразно сделать вывод: в каждом случае требуются свои способы трассировки и свои архитектурно-градостроительные средства обустройства путей передвижения, которые определяются комплексом градостроительных факторов.
 
В качестве эксперимента была проведена оценка существующего состояния внеуличных путей передвижения на примере города Жодино. Были выявлены: трассировка, фокусы тяготения, интенсивность и время использования, проведена визуальная оценка состояния, построена схема сети внеуличных путей. На основании проведенного анализа появилась возможность разработать проектно-экспериментальные предложения по оптимизации системы внеуличных путей Жодино как на общегородском, так и  на местном уровнях.
 
Анализ существующего состояния пешеходных путей г.Жодино
 
Особенностью Жодино является то, что еще в 1969 г. при разработке первого генерального плана города была заложена изначальная градостроительная ошибка – размещение в центральной части промышленной зоны, которая стала впоследствии промышленным ядром, разорвавшим город на обособленные районы. Возникли непреодолимые барьеры как на уровне всего города, так и на уровне местных пешеходных маршрутов. Система передвижения в современное время требует значительного преобразования.
 
Для обеспечения пешеходной связности всего города  через территорию предприятия предлагается проложить заглубленные пешеходные пути с возможностью использования естественного света. Трассировка учитывает расположение основных корпусов завода и не препятствует технологическому процессу предприятия. В узловых точках предусматриваются общественно-торговые центры. Из-за большой протяженности, а это около 1,5 км, было принято решение дублировать пешеходные пути самодвижущимися дорожками – траволаторами, а также выделить полосу для вело-роллерного транспорта. Учитывая существующее состояние территории предприятия, есть возможность часть путей сделать полностью подземными  (в пересечениях с авто- и железной дорогой, а также под ограничивающей стеной), а часть – заглубленными, крытыми пассажем, с учетом угла раскрытия небосвода для обеспечения  эстетически привлекательной среды. 4 выхода будут открываться  к важнейшим городским центрам: общественно-деловому, научно-образовательному, историко-культурному и рекреационно-оздоровительному. 
 
Проект заглубленных пешеходных путей на территории промпредприятия
 
 
Заглубленные пути станут продолжением основных пешеходных маршрутов, проходящих по открытым территориям, обеспечат непрерывное коммуникационное пространство и комфорт передвижения. Кроме того, они могут стать туристически привлекательным объектом.
 
Немаловажными для Жодино являются и рекреационно-оздоровительные пути. Основным рекреационным объектом города всегда выступает "вода". В Жодино эту функцию выполняют реки Плисса и Жодинка. Однако уровень комфорта набережных оставляет  желать лучшего,  в связи с чем предложены варианты по благоустройству. Необычным экспериментальным предложением служит организация тематических пешеходных путей, таких как "Аллея легенд" и "Тропа войны" в историко-культурной части города "Богуслав- Поле". Тематические маршруты наполняются информационными и архитектурно-художественными объектами.
 
        Тематические пешеходные маршруты в исторической части г.Жлобина
 
 
Выводы и заключение
В результате проведенных исследований был сделан основной вывод, который заключается в том, что на сегодняшний день внеуличным путям передвижения уделяется слишком мало внимания. А ведь человек проходит пешком по одной дорожке  десятки раз в день, а по одному пути в день проходят тысячи людей.  Передвигаясь по внеуличному пространству, человек, сам не подозревая того, наполняется тем или иным состоянием, приобретает настроение, подвергается воспитательному воздействию, в конце концов, формирует ценностное отношение к своему городу, своей стране. Не стоит забывать и об экологическом и физическом влиянии.  Человек всегда выбирает наикратчайший путь, задача ученых и архитекторов – сделать его передвижение удобным и безопасным.
 
В действительности это невозможно описать цифрами, но, как показали исследования, – методы анализа лежат на поверхности, их лишь необходимо собрать в комплексную процедуру. 
 
Результатом изучения мирового опыта и собственных экспериментов стала возможность вывести основные тезисы для рекомендательно-нормативной базы при проектировании и оптимизации пешеходной сети: 
–  необходимость соблюдения принципа непрерывности,  а также соподчиненности пешеходных  путей местной, районной и общегородской систем передвижения;
 
– необходимость предварительного градостроительного  анализа существующего состояния (перед любым проектированием территории) с выявлением сети пешеходного движения, фокусов тяготения, интенсивности движения и типологизацией путей;
 
– в рамках реконструкции существующих территорий должна проводиться оптимизация существующей внеуличной пешеходной сети;
 
– в рамках нового проектирования на уровне генерального плана необходимо проектировать общегородскую пешеходную сеть, выявляющую основные потоки передвижения людей, в соответствии с общегородскими существующими и проектируемыми фокусами тяготения;
 
– в рамках нового проектирования на уровне детального плана и эскиза застройки  разрабатывается районная и местная пешеходная сеть, где помимо принципа соподчиненности вступает принцип подбора характеристик пешеходных путей, способных обеспечить  комфортные условия движения людей;
 
– определение типологии путей (это может быть отражено в самом генплане или в сопутствующих схемах) – наиболее важными являются деловые и рекреационно-оздоровительные маршруты.
 
В завершение следует еще раз напомнить, что именно специалисты в области градостроительного проектирования  отвечают за сохранение физической безопасности и визуально-психологического комфорта во время пребывания человека в городской среде. Необходимо лишь тщательно проанализировать сложившиеся условия, так сказать, вжиться в роль пешехода и облечь градостроительную логику в конкретную оптимальную форму.
 
 In this article the author talks about the studies that were directed on analyzing the present state of  off-street paths where people move, and the following optimization of pedestrian movement. The study consisted of research and design of the experimental part. In the research the author  has analyzed the world experience in organization of  pedestrian spaces and the experience of post-Soviet countries. And, on the basis of the analysis, it is possible to develop a design and  experimental project proposals for ways that optimizing the system of Zhodino’s off-street, both citywide and local levels. At the result of world and own experiments the author has concluded the main thesis for recommendatory and regulatory framework for the design and optimization of the pedestrian network.
 
Список использованных источников
1. Градостроительство и территориальная планировка: Понятийно-терминологический словарь / Министерство архитектуры и строительства Респ. Беларусь; Редколлегия: Г.А. Потаев, И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов. – Мн.: Минсктиппроект, 1999. – 192 с.
2. Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки. Технический кодекс установившейся практики. ТКП 45-3.01-116-2008 (02250). Введ. 28 ноября 2008 г. – Минск: Минстройархитектуры РБ; УП «БелНИИПГрадостроительства», 2009. – 63 с.
3. Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования. Национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве. Строительные нормы Республики Беларусь. СНБ 3.03.02-97. Утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 декабря 2010 г. № 485 – Минск: Минстройархитектуры РБ: РУП «Стройтехнорм», ТКС 07, 2011. – 46 с.
4. Среда обитания для физически ослабленных лиц. Основные положения. Государственный стандарт Республики Беларусь. СТБ 2030-2010. Введ. 28 апреля2010 г. – Минск: Госстандарт: РУП «Стройтехнорм», 2010. – 25 с.
5. Линч, К. Образ города. Под ред. Иконникова А.В. – М.: Стройиздат, 1982.
6. Тулиганова, И. В. Социокультурное пространство современного города: автореф. дис.…канд. филос. наук: 09.00.11, 2009 / И.В.Тулиганова; Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2009. – 28 с.
7. Шимко, В.Т. Архитектурное формирование городской среды. – М.: Высшая школа, 1990. – 223 с.
8. Шимко, В.Т. Книга 1. Основы теории. Комплексное формирование архитектурной среды. Текст. – М.: Издательство СПЦ - принт, 2000. – 150 с.
 
 
 

 

 

 

 

Читайте также
27.12.2004 / просмотров: [totalcount]
Заказчик всегда задается вопросом: покупать готовый дом или строить его с нуля? Где и как правильно выбрать участок? Какие факторы учесть, чтобы не...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с юбилеем — 70-летием Белорусского союза архитекторов! Архитектор — одна из самых древних...
27.12.2005 / просмотров: [totalcount]
В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной...