Вы здесь

Искусство преобразования ландшафтов

У современных городов очень сложные взаимоотношения с природой. Разрастаясь, города оттесняют ее от себя, хотя она обеспечивает им необходимое экологическое благополучие. Важно возвращение природы в города. Одна из форм его – рекультивация ландшафтов, т.е. комплекс работ, направленных на восстановление хозяйственной, медикобиологической и эстетической ценности нарушенных техногенной деятельностью ландшафтов. Обычно она проводится по двум направлениям. Техническая рекультивация заключается в планировке территории, засыпке карьеров, формировании откосов, нанесении плодородного слоя почвы, благоустройстве. Биологическая рекультивация – комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на создание условий для обитания животных, растений, микроорганизмов и восстановления хозяйственной продуктивности земель. При этом необходимо использовать методы, обеспечивающие способность ландшафтов к воспроизводству ресурсов и условий среды  [1, 2].

 

 

 

От разрушения природных ландшафтов к их охране и воссозданию. Исторически природноландшафтные условия имели исключительное значение для выбора местоположения городов, направлений их территориального развития. В современном градостроительстве значение природных факторов как ресурса градостроительного развития уменьшилось, зато возросло их экологическое значение, что все более актуализирует восполнение вытесненной из крупных городов природы.

Для этого, например, на месте бывших промышленных и складских территорий создаются новые парки. В Париже парк в районе Ля Дефанс площадью 25 га (архитектор И. Сгард) создан на месте мелких промышленных предприятий и складов (рис. 2, а, б), парк Ла Виллет площадью около 30 га (архитектор Б. Чуми) – на месте скотобоен, парк Ситроен – на месте промышленной застройки. В Мюнхене Олимпийский парк площадью 141 га расположился там, где раньше находилась городская свалка строительного мусора.

 

Городсад как место проживания с давних времен является идеалом для людей. Пока это был идеал недостижимый. Сегодня образцом служит экополис – город, спланированный по законам экологии, гармонично сочетающий созданную человеком социальную и инженерную инфраструктуру и сохраненную природу, удобный для жизни, красивый, близкий по духу, как родной дом. Идея экополиса, развивающая идею городасада, основана на экологическом мышлении, рассматривающем общество и природу в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Это ориентирует на экологическое развитие поселений, межселенных территорий, оптимизацию экосистем в целом.

Концепция экополиса появилась в 1970е годы как реакция на гипертрофированный рост городов, их оторванность от природы. Ее основные положения:

– обеспечение здоровых и безопасных условий проживания населения: ликвидация источников загрязнения городской среды, переход на экологичные производственные технологии, возобновляемые источники энергии, экологичные виды транспорта и т.п.;

– гармоничное включение озелененных и водных пространств в городскую среду: озелененные территории должны составлять не менее 50 % площади городов;

– соразмерность городской застройки и городских пространств масштабу человека: высота зданий и сооружений, масштаб улиц, площадей не должны быть чрезмерно большими;

– обеспечение оптимальной плотности расселения: должны создаваться нормальные условия для общения между людьми.

 

В экополисе формируются благоприятные экологические условия как для жизни людей, так и для существования многих видов растений и животных  [1, 2]. Однако их создание на новом месте по “идеальным” моделям маловероятно, поскольку необходимый экономический и социокультурный потенциал сосредоточен в существующих городах и его можно рационально использовать. Поэтому более актуальна задача преобразования сложившихся городов в экополисы. Для этого нужна конструктивная программа действий, направленная на экологическую реновацию городов – обновление городской среды, основанное на экологическом мышлении и стремлении повысить жизнестойкость городских ландшафтов, создать условия для их саморегулирования.

Наступила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований. Однако надо заранее и максимально точно представлять, к каким последствиям это приведет. Поэтому при разработке проектных решений в ландшафтной архитектуре обязательно проводятся предпроектные исследования, в процессе которых выявляются особенности ландшафтных условий, чтобы сохранить и использовать их положительные качества и ликвидировать или минимизировать отрицательные. В зависимости от особенностей ландшафтных условий и поставленных задач используются разные методы: охрана, улучшение, восстановление (рекультивация).

Многообразие городских ландшафтов. Являясь местом жизнедеятельности большого количества людей, города должны обеспечивать высокую избирательность, пространственное многообразие среды, имеющее разное происхождение, плотность, этажность застройки. Таким многообразием обладают и природные компоненты – холмы, овраги, русла рек, а также созданные человеком парки, искусственные водоемы, водные системы. Необходимо разумное сочетание преобразованных и природных компонентов среды. Города должны обладать пространственной сложностью.
Рукотворные ландшафты. При градостроительном освоении ландшафты неизбежно изменяются. Современные технологии позволяют строить поселения практически в любых ландшафтных условиях, преобразуя природный ландшафт и формируя новый.

Самым ярким примером создания рукотворных ландшафтов в современных городах является Дубаи – город, который стремительно растет в безжизненной пустыне (самая высокая в мире плотность строительных кранов на гектар территории). Искусственный остров Пальма Джумерах (Palm Jumeirah) на акватории Персидского залива уже обретает свой проектный облик (рис. 3, а, б). Интенсивно строятся и другие острова [3]. 

Минск стал хрестоматийным примером целенаправленного создания искусственных рекреационных ландшафтов на территории с относительно бедными природноландшафтными ресурсами. Воднозеленая система Минска, появившаяся на возвышенности, где имелись лишь малые реки и ручьи, сегодня радует минчан и поражает гостей города своими масштабами. Но самое главное достижение создателей водно­зеленой системы Минска – рукотворные водно­парковые ландшафты вдоль рек Свислочь, Слепянка и Лошица (рис. 4, а–в).

Воднозеленый диаметр вдоль реки Свислочь начал создаваться в 1940е годы. В настоящее время он имеет протяженность 25 км и включает гирлянду водохранилищ, образуемых 7 плотинами. Общая площадь водного зеркала составляет более 430 гектаров, вокруг которых размещены парки. Слепянская водно­парковая система, построенная в 1977–1988 годах, имеет протяженность 22,5 км. Лошицкая водно­парковая система протяженностью 23 км находится в стадии строительства.

Разрабатываемый в настоящее время проект “Корректура генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты” (УП “Минскградо”) сохраняет и развивает принципиальные положения формирования водно­зеленой системы города, заложенные в предыдущих генеральных планах 1965, 1974, 1982, 2003 годов. Предлагается также создание новых крупных парковых комплексов, отвечающих современным потребностям горожан, – Водный парк у Цнянского водохранилища, Парк цветов вблизи Чижовского водохранилища, культурно­развлекательный парк “Степянка”, детский парк “Страна приключений” и другие. Согласно проекту, возможно появление на территории города и пригородной зоны сети линейных ландшафтных парков, включающих пешеходные прогулочные маршруты, велодорожки (зимой – лыжные трассы), конные тропы, которые связывают городские ландшафтнорекреационные территории и загородныезоны отдыха и туристские комплексы.

Облик и художественный образ городских ландшафтов. Понятия “образ” и “облик” различны: образ духовен, виртуален, облик – реален. Облик – внешний вид формирующих пространство застройки, ландшафта, малых ландшафтноархитектурных форм; образ – художественно осмысленное отражение облика в психике человека [1]. Но для выразительности каждого из них важны визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.

Большое значение имеют “знаки места” – узнаваемые элементы, отличающие данное место от других. Иногда достаточно одного обладающего яркой индивидуальностью объекта, скажем, скульптуры, чтобы облик пространства ассоциировался с ним. Существует целая система “знаков” – совокупность архитектурных, ландшафтных особенностей участка, оборудования, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления, произведений монументального искусства.

Индивидуальность облика ландшафта обусловлена его оригинальностью (пробуждается первичный интерес), разнообразием (поддерживается устойчивый интерес). Оригинальность облика обеспечивается существенным отличием его от привычных представлений. Разнообразие облика достигается неповторимостью пространственных форм, их конфигурации, размеров, цвета, фактуры, ракурсов восприятия.

Композиционно организованное пространство должно представлять собой упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением. При этом используются различные способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненности элементов, из которых формируется пространственная композиция. С их помощью строится геометрия пространств, пластика рельефа, создаются цветовые и светотеневые характеристики ландшафта [4, 5].

Художественный образ ландшафта формируется из совокупности субъективных впечатлений, которые остаются у людей в результате его визуального восприятия. Человек не только использует пространство, но и эмоционально воспринимает и оценивает его. Эмоциональная выразительность ландшафта – способность вызывать у человека переживания. Созданию эмоционально выразительных ландшафтов придавалось исключительное значение в садовопарковом искусстве Китая (рис. 5, а, б) и Японии (рис. 6).

Для усиления выразительности проектируемого пространства применяется моделирование рельефа, создание искусственных водных устройств. Современная техника позволяет преобразовать природный ландшафт, создать новый, искусственный, отвечающий функциональному и архитектурнокомпозиционному замыслу проектировщика. Преобразованный ландшафт может повторять встречающиеся в природе естественные формы (рис. 7). Наряду с этим в ландшафтной архитектуре развивается направление, связанное с созданием подчеркнуто искусственных форм ландшафта, которые в большей степени композиционно согласуются с урбанизированной средой городов (рис. 8, а, б) [6].

 

 

 

 

 

Литература

1. Градостроительство и территориальная планировка: Понятийно­терминологический словарь / Редкол. Г.А. Потаев (отв. ред.), И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов. Мн.: Минсктиппроект, 1999. 192 с.

2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарьсправочник. М.: Мысль, 1990. 639 с.

3. Битус А.А., Потаева Я.Г., Потаев Г.А. Рукотворные ландшафты ХХI века // Архитектура и строительство. 2006. № 3. С. 100–103.

4. Иодо И.А., Потаев Г.А. Основы градостроительства и территориальной планировки: Учеб. для вузов. Мн.: УниверсалПресс, 2003. 216 с.

5. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М.: Высшая школа, 1990. 223 с.

6. Проектирование и создание малых ландшафтноархитектурных форм (комплексов): Пособие проектировщику / Под общ. ред. Г.А. Потаева. Мн.: Минсктиппроект, 2006. 256 с., ил.

 

 

 

 

 

 

Читайте также
27.02.2004 / просмотров: [totalcount]
За последние несколько лет вечерний Минск волшебно преобразился, стал светлым, праздничным, нескучным. Проделана большая работа по подсветке города,...
01.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Современный город. Его жизненное пространство перенасыщено знаками и значениями, связанными воедино, отсылающими друг к другу и одновременно ни к...
20.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Несмотря на острую потребность предприятий строительной отрасли в обновлении производственных фондов, лизинг строительных машин и механизмов в...