Баку – один из красивейших городов мира. В нем слиты древнейшие исторические и культурные памятники с интересными постройками ХХ века. Но это и один из самых экологически неблагополучных городов – столиц государств.
]]>]]>В основу концепции дальнейшего развития города принят принцип поэтапного выноса и модернизации промышленных предприятий. На освобождающихся территориях предлагается разместить крупные деловые центры, гостиницы, спортивные объекты, парки и бульвары.
Существующий Приморский бульвар протяженностью 3,5 км предлагается увеличить на всю береговую линию Бакинской бухты до 25 км.
При этом вдоль прибрежной части за счет морского шельфа предлагается осуществить намыв дополнительной территории шириной 50–200 м.
Вдоль новой 8–10-полосной магистрали, отделяющей парковую зону от городской застройки, ]]>]]>предлагается разместить крупнейшие гостиницы, объекты бизнеса, торговли, обслуживания и развлечений. Под этой магистралью предлагается проложить новую линию метрополите-на, а над новой частью бульвара, парков и прогулочной набережной – трассу для электромобилей и специального транспорта для туристов.
Пешеходные связи жилых районов с прибрежными парками через новую магистраль запроектированы через подземные торговые центры.
]]>]]>В прибрежной полосе и на островах Бакинской бухты разместятся пляжи, объекты спорта, отдыха и развлечений, а также прогулочная набережная со сплошной цепочкой парков и скверов.
Рядом с уникальным Национальным флагом Азербайджана раз-мещаются Национальный исторический музей, академия и музей нефти, музей современного искусства.
На месте существующего грузового порта предлагается разместить Международный выставочный центр, Национальный спортивный комплекс с олимпийским стадионом, гребным каналом и сопутствующими объектами. Рядом будут возводиться отели разного класса (олимпийская деревня).
Вокруг обновленных эстакад предлагается построить отели и элитные жилые дома на искусственных ]]>]]>островах и баржах.
На втором этапе реализации до 2050 года острова Бакинской бухты расширяются за счет намывных территорий и соединяются эстакадами с материком.
]]>]]>На островах предлагается оборудовать пляжи, места отдыха и построить объекты, которые создадут морской фасад Баку ХХI века. Здесь целесообразно разместить уникальные объекты: Океанариум, Дельфинарий, аквапарки, гостиницы, а при хорошей связи с материком – и бизнес-центры.
Систему парков прибрежной части Баку необходимо дополнить радиальными парками и бульварами, соединяющими приморскую зону с полукольцом парков, которые окружат город с запада, севера и восто-ка, что позволит оздоровить экологическую обстановку в городе, сде-лать Баку более привлекательным для новых крупных инвестиций и развития туризма.]]>]]>
Застройку прибрежной части следует вести с учетом уникального рельефа: от зданий 6–12 этажей вдоль приморских парков с повышением этажности до 30–50 этажей на повышенных и горных участках.
Все мероприятия по реализации концепции можно положить в основу нового научно разработанного генерального плана Большого Баку (250 тыс. га).
Проект выполнен архитекторами УП «Минскпроект» в рамках межгосударственного соглашения между Комитетом по градостроительству и архитектуре Азербайджанской Республики и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в 2010 году.
Авторы М.Л. Гаухфельд, А.Ф. Хворик, А.С. Донской