Вы здесь

Место, где живется и работается

ФОТО

Cельские поселения имеют одну счастливую особенность — ни одно из них не похоже на другое. Горное осетинское село и украинское на берегу Днепра — это совершенно разные живые организмы, поскольку отвечают менталитету своего народа, сложившемуся жизненному укладу, семейным традициям. Каждое из них использует веками накапливающиеся народные традиции в выборе пространственной структуры поселения, оптимальной для данного природно-климатического района. Веками отрабатываются функциональные схемы жилища, накапливаются экологические решения, в соответствии с которыми выбираются строительные материалы, конструктивные приемы возведения жилых домов.

Поселение Айн-од, расположенное между Хайфой и Кейсарией, является единственным в своем роде. В этом поселке живут только художники и скульпторы, так как разрешение на постройку дома здесь поселковый совет выдает лишь людям этих профессий. В определенном смысле это элитное жилое образование. Многие его жители либо сами делали проект своего дома, либо активно участвовали в работе приглашенного архитектора. Они живут насыщенной творческой жизнью, разрабатывая эскизы и модели своих произведений, работая в материале. Цветными указателями, скульптурой на въезде в поселок они приглашают к себе в гости (1).

Жилые дома расположены на сложном рельефе с большим перепадом отметок (2). В качестве материала выбран местный камень, из которого выкладываются стены, выполняются лестницы, подпорные стенки, мощение. Благодаря этому дома врастают в откосы и вместе с ними спускаются в долину. В отличие от желтого иерусалимского песчаника этот камень имеет белый цвет с теплыми вкраплениями. Он позволяет создать органичную архитектуру, воспринимаемую как нечто природное.

Архитектура домов характерна для этой строительно-климатической зоны. Массивные каменные стены разрезаются небольшими световыми проемами, глухие стены уличных фасадов контрастируют с внутренними двориками со смотрящими в них окнами (3). Большинство домов достаточно просты по геометрии и привлекают внимание красотой камня стен. Но этот же камень позволяет вводить исторические стили, например, вживлять в кубический объем дома стрельчатую аркаду (4).

Естественные и искусственно образованные террасы используются как площадки для работы под открытым небом, экспозиционные зоны, места отдыха, смотровые площадки. Они могут быть совсем небольшими, а могут быть выделены подпорными стенками, оборудованы садовой мебелью (5). Многие из выставленных здесь скульптурных работ покупают путешественники, случайно или целенаправленно проезжающие через Айн-од. Но каждая из этих работ поставлена так, как она должна существовать в созданной для нее среде — со своим фоном, основанием, зеленым окружением. Автор учит потенциального покупателя культуре отношения к скульптуре как к произведению искусства (6).

Скульптуры собираются в группы на террасах внутри жилой территории, создавая внутренний мир каждого жилого участка. Здесь может быть выставлена совсем мелкая пластика (7) и крупная парковая скульптура (8). Каждый автор выбирает свою манеру — условную (9) или реалистическую (10), обобщенную (11) или с проработкой деталей (12).

Очень часто скульптура выносится на границу участков, становясь общепоселенческим декоративным элементом (7, 11). Авторы умеют быть ироничными в своих работах и не боятся быть смешными (13). Они делают свои скульптуры не только для себя и своих детей, но и для людей, приезжающих в гости или просто проходящих через их поселок (14).
Живущие в этом поселении художники выходят и на дизайнерские решения, придавая утилитарным предметам (скамьям, навесам, мусорным контейнерам, фонарным столбам) художественную форму, увязывая их с остальными элементами средового дизайна — мощением, подпорными стенками (15).

Дерево во всех средиземноморских странах — большая ценность, и в этом поселке к нему относятся как к живому другу (16). Отрезки древесных стволов используются как драгоценный декоративный материал, засохшие деревья превращаются в скульптуру (17). Кактусы — тоже действующие лица этого парка скульптур (18).

Разноцветные листики- указатели, ведущие к домам, так же не похожи друг на друга, как не похожи обитатели этих домов. И связаны в одно дерево, как люди Айн-ода связаны в одну культурную общность (19).