Вы здесь

Проектное обеспечение градорегулирования в Республике Беларусь

Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных пунктов и территорий Республики Беларусь. Деятельность Центра заключается в обеспечении информационной поддержки международных программ сотрудничества; поддержке пилотных проектов, соответствующих принципам устойчивого развития; подготовке и проведении семинаров по тематике устойчивого развития; информационном обмене с экологическими организациями различных стран. Проекты Центра по созданию условий для строительства экономичного энергоэффективного социального малоэтажного жилья из местных возобновляемых материалов впервые в истории Беларуси были номинированы международным жюри на Всемирную премию Хабитат за 1999 г., Всемирную премию по энергоэффективности в строительстве за 2000 г. (Линц, Австрия), включены в базу данных Примеров лучших практик по улучшению жилой среды в 2000 г. С 1999 г. Центр готовит "Ежегодный отчет о развитии территорий и населенных пунктов Республики Беларусь". Данная работа выполняется на основе целевых и методических установок Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат), Европейской экономической комиссии, а также решений Международных  и национальных конференций и семинаров по вопросам устойчивого развития населенных пунктов.

Республика Беларусь, руководствуясь принципами "Повестки дня на XXI век", принятой в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, Планом по выполнению решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) осуществляет последовательный переход к устойчивому развитию и формированию социально ориентированной рыночной экономики. Это требует совершенствования систем расселения, формирования благоприятных условий для развития городских и сельских поселений. Обобщение международного опыта свидетельствует о том, что в странах с переходной экономикой устойчивое управление поселениями и территориями эффективно в том случае, если руководящие органы, реализуя свои функции, выделяют действия по организации перспективного планирования и мониторинга объектов управления как приоритетные.
Одним из основных средств регулирования процессов развития поселений и территорий является градостроительная и территориальная проектно-планировочная документация – система документов, определяющих перспективы развития поселений и территорий, обеспечивающая эффективное использование территориальных и градостроительных ресурсов, оптимизацию процессов развития, соблюдение градостроительной дисциплины. Важное значение имеет разработка вариантов проектного решения, что позволяет путем сопоставительной оценки (стоимостной, балльной, экспертной и др.) выбрать оптимальный вариант.
Градостроительная и территориальная проектно-планировочная документация включает: на национальном уровне – Государственную схему комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО РБ) (Национальный план), на региональном уровне – Схемы комплексной территориальной организации областей Республики Беларусь (СКТО РБ), групп административных районов (Региональный план), на местном уровне – схемы комплексной территориальной организации отдельных административных районов (Региональный план), генеральные планы городов, других поселений и территорий, в том числе зон особого государственного регулирования, территорий сельских Советов, территории крупных сельхозпредприятий (Генеральный план) и проекты детальной планировки (ПДП) отдельных частей города, малых городов, поселков, сельских поселений, жилых, производственных, рекреационных и других функциональных зон, отдельных городских узлов, улиц и других территорий (Детальный план) [2].
 Национальный план. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО) является основным документом градостроительной документации национального уровня. Основные положения ГСКТО одобрены Правительством Республики Беларусь (постановление № 242 от 23.02.2000 г.) и являются основой для разработки отраслевых и межотраслевых программ и схем, схем комплексной территориальной организации областей, генеральных планов городов, административных районов республики и иных градостроительных проектов [1]. Законодательной основой разработки ГСКТО является  Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь". ГСКТО  как один из важных компонентов национального информационного ресурса не только обеспечивает технологии документирования данных о таком стратегическом ресурсе, как территория, но и гармонизирует и унифицирует требования к информационным ресурсам и технологиям, используемым в других органах государственного управления, формирует элементы системного подхода к технологии принятия управленческих решений.
 Региональный план (схемы и проекты районных планировок областей и районов) конкретизирует положения Национального плана. Следует отметить, что в последние 5 лет в организации перспективного территориального планирования, проводимого по инициативе Минстройархитектуры Республики Беларусь, появились сдвиги: развернута работа по подготовке региональных планов Гродненской и Витебской областей, а также регионального плана Минского административного района. В ноябре 2002 г. УП "БелНИИПградостроительства" завершена работа над концепцией СКТО Брестской области с использованием ГИС-технологий и продолжается разработка СКТО Витебской области. В 1999–2000 гг. институтом "Гипросельстрой" разработаны СКТО Руднянского с/с Червенского р-на, Пуховичского с/с Пуховичского р-на, Сновского с/с Несвижского р-на, Крупицкого с/с Минского р-на и Тимковичского с/с Копыльского р-на. Институтом "Минсксельстройпроект" в 1999 г. разработана СКТО Кировского с/с Слуцкого р-на Минской области. Однако СКТО Минской области в настоящий момент не разработана. Подобного рода решения следовало бы принимать с позиции формирования надсистемы, в которую входят данные подсистемы.
По материалам исследований, проведенных коллективом УП "БелНИИПградостроительства" под руководством Н.И. Дубового, формально все регионы республики обеспечены проектно-планировочной документацией в виде схем и проектов районных планировок районов (рис.1). Однако использование этой документации в изменившихся социально-экономических и экологических условиях некорректно, так как проекты в основном выполнены в 1970–1980-х годах и их решения не соответствуют необходимым требованиям. Следует отметить, что в европейских странах обновление (корректировка) перспективных планов (программ) регионального развития осуществляется каждые 3–5 лет [3]. Таким образом, корректировка и разработка новой градостроительной и территориальной проектно-планировочной документации является весьма актуальной задачей.
К числу первоочередных задач необходимо отнести обеспечение проектно-планировочной документацией районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, с целью обоснования возможностей трансформации административно-территориальных границ.
 Генеральный план является основным документом стратегического планирования инвестиционных процессов на территории городских и сельских поселений, пригородных зон, зон отдыха, других территорий. Все города страны развиваются на основе генеральных планов. По материалам исследований, проектно-планировочная документация, расчетный срок реализации которой уже закончился, составляет 10% от общего числа проектов (21 проект) (табл.1), 37,5% документации (78 проектов) разработаны более 10 лет назад и, следовательно, подлежат первоочередному пересмотру. Очевидно, что к настоящему времени данная градостроительная и территориальная проектно-планировочная документация устарела и не соответствует принципам устойчивого развития.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь", согласно ст. 57 "Срок действия и основания разработки или изменения градостроительного проекта общего планирования", проект подлежит пересмотру каждые 5 лет. Так, генеральные планы, разработанные менее 5 лет назад, по Брестской области составляют 54% (15 проектов)  (табл.1, рис. 2), для остальных же 46% необходимы пересмотр и корректировка проектно-планировочной документации; по Витебской области эти данные составляют 29% (13 проектов) (рис. 3) и 71% соответственно; по Гомельской области пересмотру подлежит 74% проектно-планировочной документации, в Гродненской это число составляет 91%. По Минской области менее 5 лет назад были разработаны лишь генпланы г.п. Фаниполь (1998 г.) и г. Слуцка (2001 г.) (рис. 4), что составляет 4% от общего числа количества генпланов; следовательно, остальные 95% целесообразно подвергнуть пересмотру.
В настоящий момент в стадии разработки находятся генеральные планы 22 городов, в том числе областных центров – Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева (табл. 2).
Существует проблема срока разработки проектно-планировочной документации. Так, например, работа над генпланами г.п. Кормы, городов Чечерска, Речицы, Лельчицы продолжалась 5 и более лет; работа над планом развития г. Витебска продолжается уже более 9 лет, г. Полоцка – более 6 лет. Таким образом, вновь выпущенные генпланы уже могут подлежать пересмотру, поскольку информация, положенная в их основу, достаточно устарела в условиях быстро меняющихся экономических и социальных условий.
 Детальный план. Использование и застройка территории поселения регулируются градостроительной документацией детального планирования. Градостроительная документация детального планирования включает в себя программу реализации, разрабатываемую на период 5–7 лет.
Проблема обеспечения планами детальной планировки (ПДП) стоит особенно остро. На протяжении ряда лет местные органы власти по тем или иным причинам не инициируют их разработку. Так, например, в Брестской области основное число ПДП было разработано с 1980 по 1994 г., за последние 5 лет, а именно в 2002 г., был разработан лишь ПДП Южного жилого района г. Бреста, который сейчас находится на экспертизе. В этом же году начата работа над ПДП района Восток – Тришин; по Минской области основное число ПДП было разработано в период с 1979 по 1997 г., для трех проектов, у которых истек срок проектной реализации, требуется корректировка (проект планировки пригородной зоны г. Жодино, проект планировки и застройки района индивидуального жилищного строительства в г. Несвиже, ПДП центральной части г. Старые Дороги); по Витебской области из 40 разработанных проектов у 27 истек срок проектной реализации; ПДП по Гомельской области были выпущены в период с 1980 по 1992 г.
По мнению специалистов, занимающихся разработкой проектно-планировочной документации областей и районов, существует также проблема различного толкования целей и задач планирования между проектировщиками и органами управления. Часто то, что принимается за планирование на уровне большинства местных органов власти, является рудиментарной формой зонирования землепользования, обычно не связанной с принципами проектирования инфраструктуры (без которых предложения в отношении землепользования не имеют смысла) и не располагающей какими-либо механизмами осуществления своих целей. Отставание регионов в организации перспективного планирования в планировочно-градостроительном проектировании приводит к неудачам в осуществлении большинства местных программ, связанных с формированием инфраструктуры и социально-бытовых объектов в административно-территориальных образованиях.
Сегодня уже понятно, что проблема проектного обеспечения градорегулирования в республике оказалась более сложной, чем представлялось. Градостроительная проектная документация обеспечивает соблюдение градостроительной дисциплины, оптимизацию процессов развития поселений и территорий, рациональное использование градостроительных ресурсов. Мы попытались кратко изложить некоторые направления действий, которые с урбанистических и градостроительных позиций позволят, на наш взгляд, обоснованно решать задачи управления процессами развития поселений и территорий Беларуси.
Совершенствование проектно-планировочной документации должно быть направлено на то, чтобы стать инструментом управления и привлечения инвестиций. В градостроительной документации должны устанавливаться правовой, экономический и функциональный статусы территории поселения и его частей. Она должна давать четкую информацию для инвесторов, владельцев недвижимости, всех потенциальных собственников, а не только органов управления. Градостроительной и территориально-планировочной документацией должны быть обеспечены все поселения и территории.
В современных условиях совершенствование системы градостроительной и территориальной проектно-планировочной документации в республике связано с изменением подходов к разработке проектно-планировочной документации, обусловленных становлением и развитием демократии и рыночных отношений, что выражается в следующем [4]:
 усложнение процесса градостроительного проектирования, связанное с введением таких процедур, как "поиск инвесторов", "участие населения", "коррекция решений";
 изменение отношения к использованию территории, особенно в больших и крупных городах и их окружении, где территория становится товаром.
При разработке проектно-планировочной документации должны учитываться интересы застройщиков, землевладельцев, органов управления. Необходимость взаимоувязки стратегии градостроительного развития с потенциальными ресурсами и механизмом реализации проектных решений, активный диалог с населением ведут к многоаспектности процесса проектирования, расширению состава его участников. При этом меняется вектор городского планирования: вместо планирования "сверху" (госпланирование) оно все в большей степени инициируется "снизу" (использование местных ресурсов и инициатив, инвестиционные предложения и др.) и корректируется "сверху" увязка со стратегическими целями развития поселения, региона, страны. Проекты документов, определяющих градостроительную политику на уровне страны, регионов, отдельных поселений, должны широко освещаться в средствах массовой информации, обсуждаться и корректироваться с учетом интересов населения, а принятые документы – иметь правовой статус.


ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2001. 70 с.
2. Градостроительство и территориальная планировка: Понятийно-терминологический словарь/Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Мн.: Минсктиппроект, 1999. 192 с.
3. Дубовой Н.И. Перспективное территориальное планирование – шанс развития//Информационный бюллетень "Меркурий". Мн., 2002. № 2. С. 39.
4. Отчет о НИР 1.1.1-ГФ/2002 "Провести исследования и разработать Национальную градостроительную доктрину Республики Беларусь в увязке с градостроительной доктриной и законодательством Российской Федерации" (рук. Г.А. Потаев). Мн.: БГПА, 2002. 71 с.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...